Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Ярославль-Туношна '2016: большой праздник малой авиации, часть 2

Продолжаю рассказывать о том что, было показано в Ярославском аэропорту Туношна и в самом Ярославле на день города 27-29 мая.



На самом деле, в первую очередь я прошу прощения у всех, кто ждал моего отчёта - уже месяц как отгремел фестиваль, а у меня никак руки не дойдут завершить рассказ. То по работе завал, а потом началсь экспедиция по Карелии... летом всегда много событий :) Про первый день фестиваля я уже рассказывал ранее, там же - общая информация (а еще в моём журнале по тэгу #Авиарегион).  Теперь же я расскажу о более массовых и шумных мероприятиях основного, субботнего дня!





Итак, в субботу 28 мая 2016 года в ярославский аэропорт Туношна приехало огромное количество зрителей! Думаю, организаторы были приятно удивлены: по слухам, пришло более 30 тысяч посетителей! Стоит напомнить: посещение было бесплатным для всех, и многие приходили большими компаниями, с детьми и... родителями )) На стоянках, кстати, было замечено множество машин и с московскими/подмосковными номерами - приятно! Надеюсь, тут отчасти есть и мой скромный вклад в дело информирования и пропаганды :)

Кстати о стоянках. Это, конечно, всегда больной вопрос, что на МАКСе, что на недавнем авиапразднике в Кубинке. Туношна тут не исключение: маленький аэропорт просто не располагает большими парковочными площадями, поэтому посетители были вынуждены ставить машины вдоль обочины дороги и в близлежащем гарнизонном городке, в 3-5 километрах от входа и дальше идти пешком...



На фото дорога Ярославль-Кострома, с которой как раз съезд на Туношну. Снимок сделан на обратном пути, после окончания программы, километрах в пяти от входа. Обратная сторона популярности... На следующий год организаторы проведут работу над ошибками и уделят особое внимание информированию посетителей, организации парковок, доставке зрителей общественным транспортом.

Впрочем, недовольных лиц я не видел ни одного за весь день! Погода стояла великолепная, а на лётном поле было что посмотреть - и на земле, и в воздухе!



Люди охотно знакомились с летающей техникой, и конечно же все хотели сфотографироваться с самолётиками, а особо везучие - за штурвалом :)




Конечно, сейчас сложно найти человека, который никогда не летал на самолёте. Но одно дело - приехать в аэропорт и по трапу войти внутрь лайнера, и совсем другое - потрогать своими руками небольшой самолётик, который только что лихо крутил фигуры вот в этом небе! И который водят такие же почти обычные люди, как ты сам.




Стоит отдельно выразить уважение некоторым владельцам воздушных судов и пилотам: отдать "на растерзание" свой собсвенный борт не каждый решится, но... счастье детей - вещь поистине бесценная. А вдруг это будущий.. ну не знаю, пилот "Стрижей"? Да или хоть бы... простого скромного МС-21 )))




Штопорная бочка? Иммельман? До педалей парень не достаёт, но "пилотирует" уже лихо!




Планер "Бланик" был весьма популярен: большой размах крыльев, лежит набекрень, кабина на уровне пояса - всё это привлекало фотографирующихся людей




Опытный пилот-инструктор АУЦ ОФ СЛА "Размах Крыльев" Дмитрий Шадрин выводит на предварительный старт свой автожир (или гироплан) Calidus. Их база и учебный центр находятся на аэродроме Воскресенск. Замечательное место, в прошлом году часто там бывал. Надо бы съездить полетать туда!




Но только не на автожире - я их боюсь! Честно говоря, они вытворяют настолько сумасшедшие фигуры, что дух захватывает больше, чем от пилотажа истребителей!




Некоторые думают, что это как вертолёт, только маленький. Вовсе нет! Тут аппарат толкается вперед небольшим винтом сзади, а верхний несущий винт - не связан с двигателем, и крутится лишь за счёт авторотации от набегающего потока. Но этого достаточно, чтобы превратить его в отличное вращающееся крыло и держать машину в воздухе.

Конечно, автожир не может висеть на месте, зато маневренность невероятная, да и расход топлива и простота обслуживания несравнимы с вертолётом. Подробнее тут: http://auto-gyro.ru/




Авиарегион - место встречи друзей! Я то и дело встречал кого-то из знакомых, было очень приятно видеть всех.




Вот друзья из "ЧелАвиа" отрабатывают программу на земле, "пешим по-лётному". Лучше не отвлекать.. но черт побери, как красиво этот танец смотрится со стороны!




За сольный пилотаж в группе отвечает очаровательная лётчица Ирина Соловьёва




Неподалёку их коллега (тоже, кстати, Ира) показывает Tecnam MMA (multi-mission aircraft): по сути это двухмоторный P2006T, оснащённый для специальных задач, таких как аэрофотосъемка, полицейские операции, наблюдение с воздуха и т.д., оборудование может быть самым разным.




В субботу группе ЧелАвиа под управлением опытного руководителя Игоря Хомутова удалось показать почти полноценную программу полной группой из пяти бортов! Было показано множество сложных и захватывающих фигур, проходов и комбинаций.




Самолёт Tecnam P2002 не позволяет многого - например, бочки и петли Нестерова на нём выполнять нельзя. Но и без того, полёты на ноже, боевые развороты, чуть ли не "колокол", чего только не было!




Зрителям очень понравился этот юркий, маленький симпатичный самолётик!




Честно говоря, я очень впечатлен техникой пилотажа ЧелАвиа - ведь углепластиковые самолёты весят всего по полтонны! Любое дуновение ветерка кидает его вбок или вверх-вниз, они очень чувствительны к любой турбулентности! А тут такие сближения, такие чёткие фигуры... Круто, очень круто!




Сразу за ЧелАвиа, на показательный полёт вылетел Сергей Крюков из авиаклуба Альпина (аэродром Северка), на самолёте Aquila-210



Он тоже в субботу позволил себе немного больше, тем более, что полетел один (в пятницу летали в экипаже из 2 человек, а для такого легкого самолёта это большая разница).




Пока то да сё, дошёл до площадки, где расположилась пилотажная группа "Русь" со своими бортами.




А они уже готовятся!







"Русь" летает на реактивных L-39. Тут скорости и перегрузки выше в разы!
А вы бы согласились на такой полёт?




Интересно, что он там крутит, в этом лючке? :)
Я не знаю что именно, но знаю, что через минуту будет ОЧЕНЬ громко!




К взлёту - готовы!




Не в обиду остальным, но программа "Руси" стала поистине центральным событием субботы!




Ошеломительные проходы на малой высоте в плотном строе прямо над зрителями!




Развороты на высокой скорости!




Реактивная техника это реактивная техника... Жаль, что "Русские Витязи" на Су-27 смогли прилететь только в пятницу на открытие. Но и L-39 "Руси" - летают очень убедительно, и лётчики - настоящие Мастера.




Прогорамма над точкой была очень длинной (почти полчаса) и включала в себя много зрелищных и очень сложных элементов














Извините, очень сложно отсеивать кадры :)




Садились по одному, с дымами!




Сразу за "Русью" на исполнительный вырулил Tecnam MMA




Его полёт больше интересен специалистам, конечно :)




А вообще, публике интересно всё! Вы думаете, это приземлился "Конкорд"? )) Нет
Это запускается "Пайпер"!













- "Замуж, говоришь? А ты правда пилот?..."





После обеда лётная программа закончилась, но мы знали, что должен вылететь еще и великолепный итальянский красавец, "воздушный Феррари" Piaggio 180 Avanti II, принадлежащий ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».




И вот, его отбуксировали к месту запуска




Редкий и необычный тип - с толкающими винтами и дополнительными крылышками - усами спереди. И он развивает невероятную для своего класса скорость в 737 км/ч! При этом, обладая очень низкой скоростью сваливания: 172 км/ч.




Летает он красиво, и с необычным таким звуком )) даже не знаю как его описать.




В общем, не зря остался ждать.
Тем временем, место действия переместилось в центр города, на набережные и "стрелку"!




В честь дня города, "Русь" показала еще раз свою пилотажную программу над центром Ярославля!




Тут пилотаж увидел весь город,  и даже те, кто и не думал ехать в "Туношну".




Над широкой Волгой фигуры смотрелись ещё эффектнее!
Правда, разыгрался порывистый ветерок, но вряд ли он помешал настолько опытной команде.




Именно отсюда смотрели программу представители оргкомитета, городских властей и аэропорта.










К сожалению, остальные выступить над городом не смогли. Причины - и погода (разыгрался сильный ветер), и административные сложности. Ведь даже чтобы просто слетать строем на самолётиках типа "Текнама", нужно огромное количество бумажек, разрешений и согласований, не говоря уж о пилотаже! Пока что в России частная и малая авиация зачастую чрезмерно зарегулирована, а по многим вопросам в законах и нормативах - пробелы, и чиновникам всегда проще что-то запретить, чем разрешить.

Будем надеяться, ситуация будет двигаться в лучшую сторону, в том числе и благодаря таким событиям, как Авиарегион.



Подведу итоги: праздник удался!

Да, были какие-то сложности и "косяки", кто-то не прилетел, кто-то прилетел, но не летал. Кто-то прилетел и летал, но не дали отлетать "на всю катушку". Но ведь лучше так, чем никак? Да и что говорить - было действительно классно! Для огромного количества людей - повод выбраться за город или в другой город, возможность прикоснуться к чуду полёта, к новейшей и интересной технике, познакомиться и вживую в неформальной обстановке пообщаться с пилотами, увидеть потрясающий пилотаж прямо над головой!




Мне лично хочется пожелать организаторам в будущем учесть следущие моменты:
1) Парковки, подъездные пути и пропускная система. И в первый день были накладки по процессу аккредитации/регистрации, а во второй - с парковками, конечно.
2) У такого праздника должна быть режиссура и развлекательная программа. Сцена почти всё время пустовала. Почему бы не пригласить местные или даже московские рок/поп-группы, исполнителей? Мне кажется, это неплохая идея и многие согласятся на общественных началах.
3) Не знаю как это правильно сказать... Многие частные пилоты не знали и не понимали, как им вообще прилететь сюда, каков порядок и какие документы от них потребуются.



Но самое главное - за два года фестиваль превратился в авиационное событие федерального масштаба, и я думаю, что в следующем -2017 году, он станет еще круче, масштабнее, веселее и зрелищнее, не потеряв при этом некоторую камерность и такую вот простоту и демократичность.

Кто был в "Туношне" в этом году - что скажете? Каково ваше мнение?
На следующий год поедете?



Tags: Авиарегион, Авиация, Аэропорт, Выходные, Самолеты, Туношна, Ярославль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Тест-драйв на длинной дистанции: Volvo XC90 D5 Inscription

    Недавно я закончил серию рассказов о путешествии по Карелии, в которое я отправился с друзьями этим летом. Ездили мы вчетвером, но с нами все время…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • В Карелию на машине, часть 4: Выборг, Санкт-Петербург

    Заключительная часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии и Ленобласти. Сегодня мы выезжаем из Приозерска в Санкт-Петербург по…

  • В Карелию на машине, часть 3: Ладога, Рускеала, Приозерск

    Очередная, третья часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии. Сегодня мы выдвигаемся из Петрозаводска по живописным дорожкам…

  • Такого споттинга мы еще не видели!

    В эту среду московский аэропорт Домодедово пригласил меня на необычное мероприятие. Впервые в истории был организован "ретроспоттинг"…

  • Авиационная фотография и споттинг

    Друзья! 20 и 21 августа (то есть в эти выходные) в московском саду "Эрмитаж" будет проходить фестиваль Индонезии -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments