Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Ярославль-Туношна '2016: большой праздник малой авиации

Вот и прошёл в Ярославле грандиозный авиационный уикенд, который мы ждали и к которому готовились. Хочу поделиться тем, было показано в Ярославском аэропорту Туношна и в самом Ярославле на день города 27-29 мая.

Этот праздник ждали многие! Как известно, главный российский авиасалон "МАКС" проходит раз в два года, поэтому в "чётные" годы в околоавиационной жизни случается определенное затишье. Да и в годы проведения МАКСа, нём пилотов и клубы авиации общего назначения, конечно, там всегда ждут, но показать себя как следует на фоне "больших и очень больших" этим пилотам - сложно. К тому же очевидно, что в первую очередь, основная публика идёт на МАКС не поршневые цессны разглдядывать :)



Авиасалон малой и региональной авиации "Авиарегион" призван как раз заполнить собой эту нишу, показать жителям центрального региона, в частности - Ярославской и, Московской областей и Москвы, небольшие поршневые и реактивные самолёты: частные, региональных авиакомпаний, лётных училищ и школ. Поскольку я стал в известной степени "амбассадором" этого фестиваля в соцсетях, считаю себя обязанным рассказать подробно, что было показано публике в этом году на "Авиарегионе".


Вообще, надо сказать, что небольших авиационных мероприятий проходит по всей стране довольно много, с их списком можно ознакомиться, например, в журнале уважаемого igor113. В частности, прямо завтра, 11 июня, жителям Москвы и подмосковья я советую посетить "Вертослёт-2016" - авиационный праздник на аэродроме МАРЗ "Черное" (Балашиха, от Москвы совсем недалеко). Несмотря на название "вертослёт", кроме вертолётов там будут и самолётики, и планеры и всякое прочее.

Основную фотогалерею из Туношны я выложил сразу после окончания фестиваля в Фейсбуке, а теперь я хочу немного рассказать о своих впечатлениях от прошедшего фестиваля.



Открывали фестиваль в пятницу, 27 мая "Русские Витязи". Знаменитая пилотажная группа из Кубинки, о которой я совсем недавно писал по случаю их 25-летия.

К сожалению, вчера, 9 июня 2016 года, трагически погиб в небе гвардии майор, лётчик-виртуоз из группы "Русских Витязей, Сергей Еременко (на фото он управляет одним из Су-27).
Искренние соболезнования семье, друзьям и всем, кто знал Сергея. Очень жаль, когда уходят такие Мастера, да и просто Лётчики.


Разумеется, полёт такой группы - это событие грандиозного масштаба и красоты! Все ждали их прилёт, но было непонятно, когда именно и откуда они появятся. И вдруг - небо раскололось грохотом, и с небес прямо на зрителей стремительно направился великолепный строй из шести тяжелых истребителей!









Великолепный групповой и сольный пилотаж длился почти полчаса, после чего озарив небо отстрелами противоракетных ловушек, и показав несколько головокружительных роспусков, группа ушла на базу.





К сожалению, "Витязи" показали программу лишь один раз, на открытии фестиваля в пятницу, в 12:30. Таким образом, посмотреть программу высшего пилотажа могли лишь посетители пятничной программы (в пятницу был день для специалистов, особо важных персон и т.д., то есть для ограниченного контингента). В принципе, все желающие могли увидеть полёт группы и с территории вне самого аэродрома, но не знаю, были ли такие зрители. Над городом пролёта "Витязей", в любом случае, не было.

В любом случае - это намного лучше, чем ничего. Любой мог приехать в пятницу в район аэропорта и увидеть пилотаж своими глазами.



В пятницу было два относительно больших борта, которые были доступны для осмотра публикой. Во-первых, это Embraer-145 авиакомпании "Комиавиатранс", базирующейся в Сыктывкаре. Я подробно писал и о самолёте, и об авиакомпании. На самолёте прилетел генеральный директор компании Пономарёв Александр Николаевич и кто-то из руководства региона.



И уже в 14:30 того же дня самолёт вылетел назад. Пилоты сообщили: борт необходим для работы по регулярному расписанию! Судя по всему, прилетели они не столько показать борт зрителям, а скорее встретиться с руководителями других организаций, участвующих в мероприятии или с региональными властями.

Я с удовольствием понаблюдал за взлётом стремительной машины.




Во-вторых, был яркий и заметный Pilatus PC-12 авиакомпании Dexter. Когда-то "Декстеры" летали в качестве авиа-такси из Быково. Помню, как я приехал в 2010 году посмотреть на снос терминала, и увидел несколько "брошенных" бортов на быковском перроне. Тогда я подумал, что и "Декстеру" конец, а вот и нет. Небольшая компания, основанная 12 лет назад, как ни странно (т.е. несмотря на все кризисы, административные барьеры и сложности), жива-здорова и вовсю летает. Пожелаем ей всяческих успехов и процветания!.



Замечательный швейцарский одномоторный турбовинтовой самолётик обычно вмещает 8 пассажиров и 2 членов экипажа. Но в Ярославль прилетел особенный вариант - медицинский самолёт. Он оборудован специальной рампой для поргузки носилок, и медицинским спецоборудованием.



В общем, воздушная "Скорая помощь".

А вообще, компания выполяет регулярные рейсы в городах Поволжья, базирует самолёты в Раменском, из аэропортов Москвы летает по заказам. Слышал, интересовались Калугой в качестве постоянного пункта. Судя по появлению в Туношне, Ярославль также входит в круг интересов авиакомпании.




L-410UVP-E20 из Краснокутского училища (филиал Ульяновского ВАУ ГА)/ Их цель проста - привлечь абитуриентов (а молодёжь, в принципе, интересуется).
Сам самолёт весьма популярен на региональных линиях, среди парашютных клубов и для обучения. Отличный самолёт, честно говоря.




Cetus-1000, точнее сказать одна из мелкосерийных версий "самосборного" Vans RV-10. Мощный и быстрый самолёт, позволяющий выполнять фигуры сложного пилотажа.
Жаль, никакого пилотажа на нём не показывали.



На самом деле, желающих выступить и показать "класс" было много. Но вот разрешили это сделать далеко не всем.
Насколько я понял из разговоров пилотов, очень сильно "трясли" на тему бумаг, разрешений, справок и прочего, и в общем, проще было запретить всё, что хоть как-то казалось дирекции "неположенным". Поэтому самолётов было много, а пилотажа - мало.




Ближе к полудню стало ясно, что прогноз погоды (обещали дожди и грозы) не оправдался - светило яркое солнце, над головой сияло голубое небо, и даже стало жарко. Детишки прятались от солнцы под крыльями самолётов :)

Аэроклуб Аист из Белоомута прилетел на Як-18Т.
Удивительно, что "Тэшка" была только одна, ведь это весьма распространенный тип, да и интересный. Классический учебный самолёт, очень крутой. Но большинство маленьких "Яков" зарегистрированы как ЕЭВС, и соваться в Туношну, где во время фестиваля был очень строгий контроль документов, видимо просто не рискнули.




ТВС-2МС. Конечно, многие узнали старый добрый Ан-2!
Да, это он. Только с другим мотором: вместо поршневого двигателя АШ-62ИР удивительно летучий самолётик оборудован турбовинтовым Honeywell TPE331-12UAN взлётной мощностью 1100 л.с. Это даёт переход с бензина на авиационный керосин (а он на аэродромах более распространен), увеличение полезной нагрузки, дальности полёта, более комфортные условия за счёт обогреваемого салона самолёта, более тихой работы двигателя и т.д.



Насколько я понял, пока что есть только один этот экземпляр, который проходит испытания, ну и вот летает с выставки на выставку.
В воздухе "Ан-2 XXI века" ничего этакого не показывал, но всё равно приятно видеть биплан в небе.

"Анов" еще очень много по стране, и если есть возможность дать им вторую жизнь - это неплохо.



Л42-М2: Лёгкий четырёхместный самолёт-амфибия.
Мне понравился и внешний вид самолёта (V-образный двойной киль чего стоит!), и особенно - салон. К сожалению, фото салона не получились, но он реально шикарен!





В воздухе летающая лодка показала несколько красивых проходов. Учитывая близость рек, думаю, многим местным жителям самолётик показался очень интересным.




Далее был вылет самолёта клуба "Альпина Авиа", но как признался сам пилот Сергей Крюков -  "сегодня летали.. ну так себе. Завтра покажу поинтереснее."
Поэтому я немного поснимал, но и вправду оказалось, что в субботу полёт Сергея был намного зрелищнее.



Альпиновская "Aquila A-210" тоже интересный лёгкий самолёт, сделанный в Германии. В кабине все приборы подписаны (по-русски) - видно, что используется для обучения.




Челавиа долго не могли вырулить на исполнительный. Сначала я подумал, что отказ по матчасти, или еще что-то подобное. Потом выяснилось, что запрет административного характера. Группа вылетела на демонстрационный полёт всего тремя бортами. Ничего особенного показано не было - в основном, полёты и развороты строем, и простой пилотаж. Но тут нальзя обвинить пилотов из ЧелАвиа - они как раз спецы высокого класса и филигранные мастера пилотажа! Им просто не разрешили...

Под конец от группы отделился самолёт с Игорем Львовичем Хомутовым, это лётный руководитель ЧелАвиа и очень опытный пилот (в прошлом году я брал у него интервью, очень интересный человек). И он показал несколько головокружительных сольных фигур в воздухе, но забегая вперед - ЧелАвиа тоже, главное оставили на субботу!




По другую сторону от здания аэродрома расположились самолёты Центра Подготовки Космонавтов - Ил 76МДК, оборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости. И рядом с ним - два учебно-тренировочных реактивных самолёта Л-39.




Внутри была установлена небольшая экспозиция музея ЦПК, и один из специалистов, Зайцев М.А., рассказывал публике о процессе тренировок космонавтов на Ил-76 и деталях работы Центра.




Ульяновское высшее училище гражданской авиации показывало свой основной учебный Multi-Engine: "Даймонд" DA-42.




Вечная классика вне времени: Cessna 172. Этот борт интересен тем, что он абсолютно новый! На большинстве подмосковных аэродромов работают Цессны 70-80х годов, а эта - новенькая, с иголочки. С новой "стеклянной" кабиной, и красивым салоном.









Не упустил возможность поздороваться и сделать селфи с ребятами из пилотажной группы "Русь" - в этот день группа не летала, поэтому можно было потрепаться с пилотами, времечко свободное у них было.




Коллеги из Флайт-ТВ. С нетерпением ждём передачу о Ярославле!!




И напоследок - великолепный итальянский красавец, "воздушный Феррари" Piaggio 180 Avanti II, принадлежащий ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Этот самолет приобретён совсем недавно и предназначен для проведения летных проверок аэронавигационного и светосигнального оборудования.

На этом я первый выставочный день счёл завершенным, и отправился восвояси. После выезда из дома на рассвете, 300 километров дороги, жаркого дня и, пожалуй, пары десятков км пешком по лётному полю, меня ждала награда в виде душа, пары часов дневного сна и - идеальных ярославских бургеров и кебаба!




Продолжение (суббота) - в следующем посте.

А о пятнице можно кратко резюмировать так: день как был запланирован для специалистов, так и прошёл. Было какое-то количество сторонних зрителей, но если говорить о самой программе, то всё самое главное приберегли до субботы (не считая "Витязей", конечно!). Основные мероприятия дня - деловые встречи, торжественные награждения и т.д. и т.п.

Большое количество авиационных, федеральных и региональных чиновников смутило многих пилотов, и они просто решили не прилетать (и очень жаль!). Их можно понять - все слышали об отзывах пилотских на волне некоторых событий, причём попасть под горячую руку может даже очень квалифицированный, опытный пилот с самыми настоящими и законными документами. Да и просто, тщательные проверки и строгие формальности непривычны многим "частникам", привыкшим к неформальной обстановке на маленьких аэродромах.

И вот поэтому, в пятницу протокольных мероприятий было много, а полётов и, тем более, пилотажа - мало. Но в субботу всё было иначе! Скажу сразу - все, кто пришли в субботу - недовольных не было! Но об этом - в продолжении. Никуда не переключайтесь, оставайтесь с нами ;-)


Tags: Авиарегион, Авиация, Аэропорт, Выходные, Комиавиатранс, Самолеты, Туношна, Ярославль
Subscribe

Posts from This Journal “Авиация” Tag

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • Такого споттинга мы еще не видели!

    В эту среду московский аэропорт Домодедово пригласил меня на необычное мероприятие. Впервые в истории был организован "ретроспоттинг"…

  • Авиационная фотография и споттинг

    Друзья! 20 и 21 августа (то есть в эти выходные) в московском саду "Эрмитаж" будет проходить фестиваль Индонезии -…

  • Ярославль-Туношна '2016: большой праздник малой авиации, часть 2

    Продолжаю рассказывать о том что, было показано в Ярославском аэропорту Туношна и в самом Ярославле на день города 27-29 мая. На самом деле, в…

  • Что строят в аэропорту Домодедово?

    Вчера в «Домодедово» журналистов и блогеров ознакомили с ходом строительства нового терминала Т2, который откроется в начале 2018…

  • Встретить рассвет на лётном поле

    Ровно год назад я уже провел ночь на шереметьевском бетоне, отдающим в ночную прохладу жар предыдущего дня. И вот снова 4 июня — встречаемся в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments