Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Самые красивые самолёты мира

Сказал «А», говори «Б». После недавней критики нового дизайна авиакомпании «Россия», многие задали мне справедливый вопрос «ну а какие ливреи красивые?». Предлагаю обсудить и выбрать.



Что такое "ливрея" и зачем она нужна? Ливреями принято называть цветовые схемы покраски воздушных судов. Очевидное предназначение - для того, чтобы различать самолёты, принадлежащие разным авиакомпаниям. Самолёт сам по себе - это огромный носитель фирменного стиля, и отличная рекламная поверхность.

С помощью раскраски авиакомпания может заявить о себе на рынке, сформировать определённый имидж в сознании публики, запомниться, и безусловно, всё это влияет на продажи и успешность бизнеса. А крупные авиакомпании еще и являются своеобразными "амбассадорами" своей страны за рубежом.

В первую очередь, хочется немного внести в ясность в вопрос оценки красоты и дизайна как такового. Всё это вещи, конечно, субъективные. Но есть определённые правила (например, золотое сечение), есть уместные и неуместные цветовые сочетания (и они различаются в разных культурах, странах и дизайнерских школах). Есть и сложившиеся шрифтовые традиции.

Поэтому, оригинальность и авангардность - это иногда хорошо, но большинству пассажиров, скорее, понравятся привычные и гармоничные дизайнерские решения. На подсознательном уровне люди склонны пользоваться близкими и понятными вещами, поэтому слишком яркий дизайн, или дизайн, "ломающий" форму самолёта может оттолкнуть пассажира даже на подсознательном уровне.



Что касается моей оценки нового дизайна авиакомпании "Россия" в недавнем посте. Это - моё субъективное мнение, которое я не стремлюсь навязывать или выставлять за единственно верное. Я считаю, что новый дизайн некрасив, и плохо работает на имидж нашей страны (ведь на самолёте написано слово "Россия"), поэтому я высказался в тоне резкой критики. Но я понимаю, что многим новый дизайн очень нравится - это хорошо! Вкус у всех разный: например, кто-то обожает селёдку с луком, а я терпеть не могу :) Тем не менее, обязан заметить, что в комментариях в ЖЖ и ФБ 8 из 10 читателей оценили новый дизайн именно негативно. Такого же мнения придерживаются и ведущие эксперты в области брендинга, например в комментариях на "Составе". На месте руководства уважаемой авиакомпании, я бы срочно внёс бы исправления в дизайн, пока покрашен лишь один самолёт.




Меня обвинили в "заказухе" и чёрном пиаре против "России". А в фейсбуке, представитель студии :Otvetdesign даже перешёл к личным оскорблениям и публичным угрозам на этой почве. Спешу разочаровать: на момент публикации мой СК был в районе 50, я не топ-блогер, кто будет у меня это заказывать? )) Но, пост стал совершенно неожиданно для меня очень популярен, и после того, как его без купюр процитировали на "Составе", пост два дня провисел в "Топе". Я думаю, тот же :Otvetdesign должен радоваться: за пару дней только из моего блога о них вдруг узнало более 20 тысяч человек, думаю это - рекорд!

Но оставим прошлое в прошлом! И посмотрим на красоту :)

Точкой отсчёта в самолётной раскраске я считаю дизайны двух авиакомпаний: AirFrance и British Airways.



Нынешняя ливрея титульной британской авиакомпании была разработана их же отечественным агентством Newell & Sorrell в 1997 году. Вначале, этот дизайн был лишь одним из трёх десятков: логотип и ленточка были неизменными, а вот кили были украшены этническими мотивами разных стран (в том числе и "под Хохлому"! Все дизайны можно посмотреть здесь). Нынешний же дизайн, называемый 'Chatham Dockyard' или попросту Union Flag наносился только на флагманский тип - знаменитый "Конкорд".




Но через 4 года компания сочла ребрендинг не вполне удачным, и решила использовать дизайн с "Конкорда" на всём флоте (на тот момент 260 самолётов). Это было сделано с целью повышения узнаваемости и единообразия имиджа.

Я считаю дизайн очень удачным: за почти 20 лет он не устарел. А ленточка особенно хороша - и идея полёта, воздушности, и национальные цвета. И она отлично "работает" отдельно, во всех коммуникациях.




Лаконичный французский стиль оформления, называемый 'Eurowhite', тоже впервые появился на Le Concorde, в середине 70-х. Лаконичность объяснялась просто: корпус сверхзвукового самолёта нагревался до 125 градусов Цельсия (при температуре воздуха на эшелоне в районе -60!). Белый цвет оказался наилучшим решением.

Первые "Конкорды", кстати, красились по-другому, и первый летающий прототип F-WTSB (хранится в Ле Бурже) так и остался остался в старой ливрее. Остальные самолёты были перекрашены в новую.



В 2009 году был сделан новый дизайн ливреи, который... вряд ли кто-то, кроме специалистов, заметит с первого взгляда. Изменился шрифт логотипа, в нём появилась красная наклонная полоска. Полосы на киле стали загнуты, а количество синих линий стало 3 вместо 4. Но это настолько аккуратный ребрендинг, что для большинства пассажиров ничего и не поменялось, просто стало более современным. Вот так и нужно!

Внимательные читатели заметят небольшую эмблему на двигателе. Это так называемая La Crevette, то есть "Креветочка" :) Официально называется 'hippocampe ailé'. Это - старинный логотип в виде морского конька, впервые использованный в 1932 году предшественником - авиакомпанией Air Orient, которая позднее влилась в Air France.
Поскольку компания использовала, в основном, гидросамолёты, то лого объясняется просто. Лошадь - сила, крылья - скорость, рыбий хвост - море.

Простой и элегантный дизайн, сделанный в угоду требований технологии, в итоге стал одним из лучших среди авиакомпаний мира. Он безошибочно напоминает о Франции. Его изысканный минимализм позволит прожить ему еще не один год или, возможно даже, десяток лет.




Отдельно хочется отметить дизайн ливреи SkyTeam. Это не авиакомпания, а альянс, но тем не менее, каждая компания, входящая в SkyTeam, красит несколько своих самолётов именно в цветовую схему альянса (подобные ливреи есть и у Oneworld и у Star Alliance). Нынешняя ливрея была впервые выполнена в 2009 году, в честь 10-летия альянса. Серебристый фюзеляж дополнен синим килем с эмблемой, и украшен элегантным каллиграфическим росчерком. Спереди на нижней части фюзеляжа авиакомпании ставят свой небольшой логотип.




Эта ливрея настолько хороша, что красиво смотрится и на огромных Boeing 777 и на наших относительно небольших "Суперджетиках". Ну а споттеры их обожают: в фирменной ливрее SkyTeam летают всего 52 борта во всём мире.




Еще один образец европейского лаконичного стиля - схема Swiss. Швейцария - признанная родина современного типографского дизайна. Там придумали модульные сетки, прекрасные шрифты-гротески без засечек, современное видение вёрстки и абзаца, и много чего еще. Поэтому тут всё чётко. Швейцарцы не приемлют бесполезного украшательства.

Название набрано шрифтом Helvetica, который был создан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Само название его переводится с латыни как "швейцарский", Гельвеция - историческое название Швейцарии. Киль украшен крестом, символом страны. Рядом с англоязычным Swiss тоже самое продублировано меленько на четырёх официальных языках конфедерации.




Может казаться простовато, пустовато, но... это Швейцария, и её ни с чем не спутать.
А еще у них на борту всем дают фирменные шоколадки :) В таком же дизайне.




Пока не забыл: Air Malta!
Самолёты с небольшого острова в Средиземном море несут на киле стилизованный мальтийский крест, и далее на фюзеляже - интересную, яркую графику, наполненную интересными мелкими деталями. Круто и красиво!



Кстати, скоро авиакомпания приходит в Шереметьево, очень надеемся на споттинг по этому поводу :)




И раз уж заговорили о красивой графике - Air Seychelles!
Тропические мотивы и яркие цвета, напоминающие нам об экзотическом острове в Индийском океане, украшены парой птичек (это крачка, которая водится на тропических островах).
Очень красивые самолёты, жаль к нам не летают.




Несложно заметить: есть тенденция, когда яркий цвет, использующийся на киле, переходит на белый фюзеляж. Иногда даже вместе с рисунком или лого. В принципе, этот же ход использован и в новом дизайне "России", но не так аккуратно.

У австралийской Qantas, в общем-то, ничего особенного, но дизайн запоминающийся. А удачный образ кенгуру сразу даёт понять откуда этот самолёт. На мой взгляд важно, чтобы авиакомпания несла некую национальную "фишку". Ведь самолёты летают по всему миру, и в некотором смысле, олицетворяют свою страну.




Свой переход с киля на фюзеляж у Asiana Airlines - одной из двух крупнейших авиакомпаний Южной Кореи. Эти борта бывают в Домодедово, всегда приятно их наблюдать.




Более известный корейский перевозчик - Korean Air - носит нынешний дизайн начиная с 1984 года. Прекрасное и стильное сочетание лазурного, серебристого и белого дополнено логотипом и знаком "Тхэгыкки", изображающим энергии инь и янь в едином целом вселенной.

У южнокорейской авиакомпании, помимо ливреи, всегда красивое оформление салонов самолётов и форма бортпроводников (да и стюардессы симпатичные), что тоже очень приятно.



На мой взгляд, для Boeing 747 лучше всего, когда посередине фюзеляжа идёт горизонтальная полоса. Это хорого подчёркивает его форму, не давая ей визуально ломаться.




Чем-то похожий на Korean Air дизайн голландской авиакомпании KLM хорош по-своему. Голубой цвет и логотип с короной используются с незапамятных времен (лого: 1961 год), но в нынешней вид ливрея трансформировалась в 2002 году.




KLM и AirFrance - главные герои в легендарном аэропорту Saint Maarten, так как половина острова принадлежит французам, и половина - голландцам. Аэропорт - общий.




Но это не мешает там появляться носителю легендарной, знаковой ливреи - American Airlines.

Эта авиакомпания была, наверное, последней, кто нёс в своём облике дух прекрасных золотых времён авиации прошлого. Дело в том, что до 2013 года фюзеляжи самолётов этой авиакомпании не красились вовсе, а просто полировались на заводе, после чего поверх наносился прозрачный лак. Большая часть поверхности блистала натуральным "крылатым металлом". По центру были нанесены цвета американского флага, а на киле красовался орёл в обрамлении двух "A".



К сожалению, было принято решение красить самолёты по-новому:



Неплохая, но довольно "попсовая" ливрея. Всё дело в том, что покрасить по новой схеме попросту гораздо дешевле.
На мой взгляж, полированный алюминий был намного круче!




Дальше попробуем коротко. Канадцы: голубой фюзеляж, кленовый лист. Симпатично!




Вьетнам. Вживую в аэропорту очень красиво выглядит. К тому же, одни из первых эксплуатантов А350!




В качестве еще одного очень интересного примера можно упомянуть Emirates. Стильно и аккуратно интерпретирован флаг ОАЭ, и нанесён бронзовый логотип компании. Шрифт очень удачен - с одной стороны, он намекает на ближний восток, но с другой стороны, делает это очень интеллигентно.




А их соседи из Абу-Даби только что выкатили новую ливрею, которая уже завоевала множество отраслевых наград. Называется она 'Facets of Abu Dhabi', то есть "грани Абу-Даби. Цветовое решение отлично подчеркивает культуру и географию Эмирата. Дизайн выглядит очень современно, и в тоже время, солидно.




И пару слов о самолёте с заглавной фотографии :) Это креатив из Южной Африки. Низкобюджетная авиакомпания Kulula решила прямо на фюзеляж нанести пояснения по деталям самолёта для всех интересующихся.

Чего-то не хватает, да?
Конечно.
Главного и любимого нашего национального перевозчика. Аэрофлота нашего :)




В отличие от новой "России", с дизайном самолётов материнской компании - всё в порядке! Дизайн аэрофлота я считаю очень хорошим. С 2003 года он совсем не устарел, выглядит современно. И в любом аэропорту мира он смотрится вполне на уровне. Всегда приятно видеть его где-нибудь очень далеко от дома, среди заграничных бортов!




И так уж получается, что именно "Аэрофлот" представляет Россию: крупный флаг на киле явно говорит о национальной принадлежности самолёта.
Жаль, конечно, что Илы 96-е больше не летают.


Ну а самой лучшей ливреей для меня всегда будет вот эта.



В те времена, когда небо было голубее, трава зеленее, самолёты пахли керосином и здорово шумели, а небо то и дело наполнялось гулом винтов, почти все самолёты были такими :) Это время не вернуть, и я не ностальгирую по СССР вовсе, но... Стремительный белый самолёт с синей полосой - это навсегда!

Фото: указать авторство всех фото не представляется возможным. Спасибо большое всем фотографам, чьи фото я использовал. Некоторые с Airliners.net, некоторые просто нашел в Google, некоторые из личного архива.


А какие авиакомпании и ливреи нравятся вам?
Что я забыл?
У кого самый крутой дизайн?!

Tags: Авиакомпании, Авиация, Дизайн, Самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Тест-драйв на длинной дистанции: Volvo XC90 D5 Inscription

    Недавно я закончил серию рассказов о путешествии по Карелии, в которое я отправился с друзьями этим летом. Ездили мы вчетвером, но с нами все время…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • В Карелию на машине, часть 4: Выборг, Санкт-Петербург

    Заключительная часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии и Ленобласти. Сегодня мы выезжаем из Приозерска в Санкт-Петербург по…

  • В Карелию на машине, часть 3: Ладога, Рускеала, Приозерск

    Очередная, третья часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии. Сегодня мы выдвигаемся из Петрозаводска по живописным дорожкам…

  • Такого споттинга мы еще не видели!

    В эту среду московский аэропорт Домодедово пригласил меня на необычное мероприятие. Впервые в истории был организован "ретроспоттинг"…

  • Авиационная фотография и споттинг

    Друзья! 20 и 21 августа (то есть в эти выходные) в московском саду "Эрмитаж" будет проходить фестиваль Индонезии -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →