Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Как дизайнеру и агентству опозориться на весь мир

Новая объединённая авиакомпания «Россия» выкатила первый борт в новой раскраске. При всём уважении, я считаю это настоящий позор и трэш

Давайте проведём небольшой "разбор полётов".


Фото: flugzeugbilder.de

Что сразу бросается в глаза?
Узор, навевающий ассоциации с кухонной тёркой, с аллергической сыпью, с разбросанным каким-то мелким мусором, с бардаком... Но никак не с Россией, авиацией, небом, Петербургом или с чем-то, с чем по идее должна ассоциироваться ливрея второго национального перевозчика.



Смотрим далее. Переход, ну или градиент на киле - выполнен грубо. "R" на винглете визуально заваливается. Не отпускает ощущение облупляющейся краски.



Фото: Марина Лысцева

Логотип. Решение буквы "R" без ноги - очень вторично. Такое решение мы видели уже много-много раз. "Киль", приляпанный сверху - искуственный, неочевидный ход. Попытка добавить "самолётности" слабому визуальному решению. И если честно, я этот "киль" опознал, только когда прочитал. А еще говорят, что загиб и нога буквы - это инверсионный след. Спрашивается, а чего он по такой странной траектории у вас летит?...

Чтобы превратить "R" в самолёт и след, нужно было сделать небольшой пробел сразу за хвостом. Но вообще, идея так себе, проще было сразу слить и думать дальше.

Что касается "России", сама надпись - как надпись. Название нашей Родины, без затей, просто набрали красненьким безликим шрифтом. А причём тут Россия?

Вот есть, например, лого авиакомпании Swiss. Название набрано шрифтом Helvetica не потому, что это клёвый такой шрифт. А потому что шрифт "Гельветика" был создан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году. Само название его переводится с латыни как "швейцарский", Гельвеция - историческое название Швейцарии. А то, что национальный перевозчик использует элементы флага (крест) - тоже вполне логично.
Интеллигентно обыграть национальную принадлежность шрифтом, формой букв - задача для дизайнера, на мой взгляд, первостепенная.
Но, понятно - не "ижицей" и не в псевдо-церковно-славянском ключе, как у нас это любят! Интеллигентно. Скажем, у Emirates - не арабская вязь вместо лого, но по надписи мы моментально понимаем на уровне подсознания, откуда этот самолёт.



Фото: Владимир Воронов

Вы скажете, издалека может и не особо, но в деталях неплохо. Говорят, что в основе рисунка новой ливреи — элемент, напоминающий лопасть турбины. Ну знаете ребят, вы загуглите как выглядит турбина и её лопатки.  А то так любые колбасные обрезки у вас за турбинные лопатки прокатят :)

Это как раз тот случай, когда сначала что-то нарисовали, а потом сидят и натужно выдумывают, как бы это самое в бренд-буке позаумнее расписать и покреативнее продать.




5 минут в гугле дают представление о том, что такое турбинные лопатки в приложении к фирменному стилю.



Фото: Владимир Воронов


Я много лет работал дизайнером и арт-директором в разных компаниях и рекламных агентствах, в частности - BBDO и R.S.V.P. Среди моих клиентов были крупнейшие банки, компании из сферы транспорта, телекоммуникаций, энергетики и т.д. И моё мнение такое:

Авиакомпания "Россия" - хорошая, самолёт Boeing 747, само собой - отличный. А дизайнерам - двойка!

Полагаю, это тот случай, когда в угоду клиенту сделали "побольше дизайну", потому что за "пустой" фюзеляж клиент, вероятно, не заплатит. Так бывает. Приносишь классное лаконичное лого, или минималистичный проект оформления (на который было убито куча времени!). А клиент спрашивает - "а дизайн где?! Так и я сам могу!" После нескольких раундов, просранного дедлайна и угроз разрыва контракта, дизайнерам говорят - "ну сделайте как он просит, и хрен с ним". А опытные дизайнеры, особенно поднаторевшие на гостендерах, заранее представляют, что "прокатит" сразу на входе. Либо "большой начальник" объяснил на пальцах как он видит этот креатив, а дизайнер отработал как смог.

Но в приличном агентстве такие, как этот, варианты откидываются еще в первых эскизах, на этапе обсуждения дизайнера и арт-директора. Приличное агентство даже не будет такое на бордах печатать и показывать. И вообще, это же потом в портфолио пойдёт.

Значит либо спешили "к дате" (Тоже бывает такое: "Вася, накидай что сможешь за ночь, утром повезём показывать три варианта, а по дороге я к этой хрени как-нибудь концепцию умными словами накидаю"). Либо исполнитель выбирался не за умение и вкус, а по другим критериям. Тендеры, они такие. Иногда просто диву даёшься :)



Фото: Марина Лысцева

В глазах рябит? У меня тоже!
Турбину видишь? А она есть!

Ну а кто же автор у нас? Автор у нас петербуржское коммуникационное агентство :Otvetdesign (я не опечатался, у них правда двоеточие в начале, видимо это считается "креативно"). У них неплохие работы в портфолио, но все лого довольно... простоваты по уровню идей. Пивная? Рисуем кружку. Поликлиника? Крест! "Стерх"? Рисуем птицу. И всё в таком духе. Упаковка, этикетки, годовые отчёты - есть крутые штуки, не буду спорить.

Теперь переходим к тендеру. Этот ребрендинг стоил 11,5 млн. руб.
Не сказать, чтобы дико много - ну что там 11,5 мультов, пара приличных машин. Но и не сказать, чтобы мало. Такой лого на FL.ru сделают за 2-3 тысячи рублей, а макет разукраски самолёта подобного уровня, тыщ за 10 рублей три варианта. Может и за 5. Если даже один вариант стоит 10 тысяч рублей, то на 11,5 миллионов можно сделать 1150 вариантов, и уж выбрать что-то получше.

Вы скажете - "но лучшие креативные умы страны бились, подбирали ассоциации, делали тысячи эскизов..." Да, мы слышали всю эту лапшу. Дизайнерам с зарплатой 60 т.р. спихивается бриф, они рисуют кто как умеет, несут на утверждение. Через несколько итераций - PROFIT. Если кого интересуют другие участники и заявленные суммы тендера - это на "Составе" публиковалось.

С ТЗ тоже можно ознакомиться. Очень интересно.



И заключительный вопрос. А от чего мы уходим?

Сейчас авиакомпания использует довольно спокойную, но уже привычную схему оформления воздушных судов. Серовато-бежевый фон украшен стилизованным флагом России, также присутствует надпись. Эту ливрею уже хорошо знают во всём мире благодаря "Борту №1" и другим самолётам СЛО, на которых летают официальные лица и делегации нашей страны. Стоит ли менять то, что отлично работает? На мой взгляд, можно было просто доработать, если уж не было денег/идей/возможностей сделать реально круто.

Не спешите обвинять меня в критиканстве и непатриотизме! Наоборот - просто мне больно видеть, как из конфетки делают непойми что, тогда как можно сделать очень хорошо, потенциал-то огромный, авиакомпания - это вам не мешки с цементом оформлять. Авиакомпании "Россия" и "Аэрофлот" мне очень близки лично и профессионально, поэтому вот и обидно вдвойне. Кто-то получил хорошие деньги, а работу сделал прям на двойку. А людям с этим теперь как-то жить.

Вот такие пироги.


А здесь я собрал самые красивые (на мой взгляд) ливреи самолётов



Tags: Авиакомпании, Авиация, Дизайн, Самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Тест-драйв на длинной дистанции: Volvo XC90 D5 Inscription

    Недавно я закончил серию рассказов о путешествии по Карелии, в которое я отправился с друзьями этим летом. Ездили мы вчетвером, но с нами все время…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • В Карелию на машине, часть 4: Выборг, Санкт-Петербург

    Заключительная часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии и Ленобласти. Сегодня мы выезжаем из Приозерска в Санкт-Петербург по…

  • В Карелию на машине, часть 3: Ладога, Рускеала, Приозерск

    Очередная, третья часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии. Сегодня мы выдвигаемся из Петрозаводска по живописным дорожкам…

  • Такого споттинга мы еще не видели!

    В эту среду московский аэропорт Домодедово пригласил меня на необычное мероприятие. Впервые в истории был организован "ретроспоттинг"…

  • Авиационная фотография и споттинг

    Друзья! 20 и 21 августа (то есть в эти выходные) в московском саду "Эрмитаж" будет проходить фестиваль Индонезии -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 140 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →