Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Атомфлот: в гостях у ледоколов

Ледокол — судно уникальное. В особенности, ледокол атомный: в мире на сегодня их существует всего 10, а в строю из них — шесть. Но они знамениты на весь мир! Даже люди, вовсе не интересующиеся морским транспортом, наверняка назовут пару имён. И что немаловажно: все атомные ледоколы — российские.
Нам довелось побывать на базе атомного гражданского флота в Мурманске.




Для человека, живущего в большом городе вдалеке от моря, любое большое морское судно — вещь сама по себе удивительная и внушительная. Средство транспорта размером с огромное здание! Которое может месяцами плавать ходить по морю совершенно независимо от внешнего мира. Со своей электростанцией, опреснительными установками, вертодромом, всеми мыслимыми средствами связи, оргомными запасами различного топлива и провизии, заводом по утилизации отходов, уникальным исследовательским оборудованием и командой... всего чуть более 100 человек, которые запросто справляются со всем этим хозяйством!


В один из дней нашего северного автомобильного путешествия #НашМурТур мы были приглашены в необычное и очень интересное место, на базу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Территория эта закрытая, дорога туда хоть и есть, но чтобы хоть что-то увидеть, нужно проехать КПП. Но после проезда в какой-то момент с пригорка открывается совршенно захватывающее зрелище:



«50 лет Победы!» Нам очень повезло, потому что именно в этот день атомоход должен был уйти в рейс. А повезло в том смысле, что отправление отложилось, и благодаря этому обстоятельству нам удалось побывать на борту этого грандиозного судна.

У меня с этим судном сложились, можно сказать, близкие (хотя и заочные) отношения. В 12-14 гг я работал в агентстве "Экспресс Медиа Сервис", и мы участвовали, среди прочих, в креативной разработке по теме "Эстафета олимпийского огня".

Как известно, именно на этом ледоколе тот самый огонь съездил на Северный полюс и обратно через Землю Франца Иосифа. Среди миллиона магнитиков, кружек и прочих вымпелов была задача сделать флешку в форме "50 лет победы", причём
со всеми деталями, максимально возможного качества. Полагаю, по причине нашего перфекционизма с собой покончило несколько десятков китайцев, а в итоге шикарные флешки сделали всё равно в России. А мы за то время в агентстве изучили сотни фотографий атомохода, поэтому я узнал бы его даже за 10 км ночью ))

Но к нему вы вернёмся позже, а сначала
— просто пройдёмся по причалам.



Первым делом, заходим с кормы к атомному ледоколу «Сибирь» — это советский ледокол класса Арктика. Построен в 1977 на Балтийском заводе (СПб), выведен из эксплуатации в 1992 году. После списания судно всё равно приносило пользу: на нём проходили различные учения и отработки, в т.ч. антитеррористические учения по освобождению захваченного террористами ледокола. Сейчас ледокол находится в "холодном отстое" и подготовлен к утилизации: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо. В этом или следующем году пойдёт, как говорят на флоте, "на иголки".




Длина судна 147,9 м, мощность силовой установки 75 000 л.с.
Ходят слухи, что одно время ледокол имел артиллерийскую установку, и предположительно имел шахты для баллистических ракет.




Многие годы судно не используется, но жизнь кое-где еще теплится.
Побродить бы по нему, но кто ж разрешит...









Картина "ёжики в тумане".
На самом деле, по краю пристани идёт паровая магистраль под давлением. Кое-где из задвижек и клапанов вырывается пар, выглядит очень круто! Словно попал на съемочную площадку. Старые пароходы в этом антураже выглядят очень атмосферно.





Обожаю такие всякие штуковины!
На заднем плане этой фотографии притаилась
«Серебрянка» спецтанкер для жидких радиоактивных отходов, емкость 1000 м³.




Следующий наш герой атомный ледокол «Арктика» — это второй в мире атомный ледокол, и первое судно, достигшее Северного полюса (17 августа 1977 года). За 33 года безаварийной работы ледокол прошел во льдах Арктики более миллиона морских миль.

Атомоход, давший название целому классу судов, был спущен на воду 26 декабря 1972 года в Санкт-Петербурге, и введён в эксплуатацию весной 1975 года. С 1982 по 1986 год ледокол носил имя «Леонид Брежнев», причём, как говорят, по ошибке: именем умершего генсека должны были назвать строящийся тогда «Советский Союз».


Позднее на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007). И, хоть они все относятся к этому типу, они имеют и очень много различий. Каждый корабль — как человек! Двух одинаковых не бывает.

В 2008 году у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. Запас ядерного топлива в реакторах на тот момент требовал замены. Атомная энергетическая установка ледокола «Арктика» была заглушена, в 2011 году экипаж с ледокола был снят, а ледокол был выведен в "холодный " отстой в ожидании утилизации. Судно исключено из Регистровой книги судов с 31.07.2012.

Всё дело в технической и экономической целесообразности дальнейшей эксплуатации. Несмотря на "остаточный ресурс" и хорошее состояние судна, сейчас строются новые, более современные атомные ледоколы. А количество судов, требуемое флоту для проводок по СМП, ограничего их просто незачем иметь одновременно много. Но «Арктику» не распилят сегодня, завтра или в следующем году. Стоять она тут может еще много-много лет, а там кто знает...

Кстати, капитаном
«Арктики» в 2005-2007 гг был Дмитрий Викторович Лобусов, который ныне является капитаном атомного ледокола «50 лет Победы», и мы с ним познакомимся позже. А пока что я просто хочу сообщить, что у него в журнале уникальная подборка материалов об атомных ледоколах. Найдите время посмотреть, это невероятно интересно!




Суровые морские волки Арктики — тоже люди :)




Еще один атомный ледокол, отходивший своё «Россия». Брат-близнец? Нет, всё же наверное сестра (не знаю как на флоте принято :)) «Арктики». Судно сошло со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге (тогда еще — Ленинграде, конечно) 2 ноября 1983, флаг был поднят 21 декабря 1985. Четвёртый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой.




Судно было предназначено для работы в Северном Ледовитом океане, но при этом могло бы самостоятельно пройти через тропики, для работы в Антарктике. При пересечении тропиков температура в помещениях поднималась бы свыше 50 °C, даже при сниженной до минимума мощности установок! Впрочем, такой необходимости не возникло, поэтому через тропики «Россия» ни разу не проходила.




В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий «Россия» совершила круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс.

Характеристики схожи с другими судами класса
«Арктика»: водоизмещение 22920 т, длина 150 м, Мощность 75 000 л.с.; 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями, максимальная скорость хода 20,8 узлов, автономность плавания 7 месяцев (по запасу провизии).

В настоящее время ледокол также находится в холодном отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. Утилизация, видимо, состоится вместе с ледоколом «Арктика», но конкретных сроков не называется. Хотя, на официальном сайте Атомфлота он пока что числится в составе действующего флота.



А что у нас должно быть перед «Россией»? Правильно «Советский Союз»! :)

Спущен на воду в 1986-м, введён в эксплуатацию в 1989-м. Этому судно повезло больше — оно сейчас находится, что называется, «в запасе». То есть судно живо, оно находится в процессе модернизации и восстановления, и через год будет в полнейшей эксплуатационной готовности. Далее «Советский Союз» будет ждать, и если появится заказчик, будет увеличен транзит по Севморпути, или появятся новые участки работ, он сразу же будет задействован. Но пока что достаточно тех ледоколов, которые в работе сейчас: это «Ямал» и «50 лет Победы»; «Таймыр» и «Вайгач» (с однореакторной установкой мощностью 40 000 л.с.), и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».


А «Севморпуть» — вообще судно само по себе очень интересное!

Это, по сути, ледокол и контейнеровоз одновременно.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы, и способно самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1 метра (ледоколы класса «Арктика» — от 2 до 2,8м). Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем судно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.

Несколько лет судно стояло без работы, но сейчас судно снова в строю
после глубокой модернизации и переоснащения. Отныне «Севморпуть» займется обеспечением Северного завоза, освоением шельфа и разработкой Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле и выполнением других задач.



Судно необычайно длинное, намного длиннее всех ледоколов: 260 метров!
На судне установлена одна атомная установка мощностью 39,5 тысяч л.с. Ход судну даёт один винт регулируемого шага с 4 лопастями. И это кардинально отличает судно от обычных ледоколов: там по три винта постоянного шага. Тем не менее скорость хода «Севморпути» составляет 20,8 узлов.

«Севморпуть» способен нести 74 лихтера типа LASH (это такие баржи, которые могут плавать сами по себе) или 1336 стандартных 20-футовых морских контейнеров.
Таким образом, один рейс лихтеровоза может обеспечить на год продовольствием, одеждой и оборудованием все поселения на Крайнем Севере.




Итак, атомный ледокол — это морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Главное предназначение этих судов крошить толстые арктические льды, прокладывая дорогу для грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив.

На этом прогулку по пирсу мы закончим, потому что нас ждёт
«Победа» и её чрезвычайно интересный и харизматичный капитан.


О том, как устроен внутри атомный ледокол «50 лет Победы» — завтра во второй части рассказа! Не переключайтесь :)


Наши партнеры:


Снято на SONY a6000

Также смотрите и читайте об этом путешествии во всех соцсетях по тегам #нашмуртур и #карелиямурманск, а также у aviator_ru, fotografersha, m_maluev и disp_dme

Не забудьте меня зафрендить , если ещё этого не сделали :)

Tags: travel, Атомфлот, Морская тема, Мурманск, НашМурТур, Экспедиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Тест-драйв на длинной дистанции: Volvo XC90 D5 Inscription

    Недавно я закончил серию рассказов о путешествии по Карелии, в которое я отправился с друзьями этим летом. Ездили мы вчетвером, но с нами все время…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • В Карелию на машине, часть 4: Выборг, Санкт-Петербург

    Заключительная часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии и Ленобласти. Сегодня мы выезжаем из Приозерска в Санкт-Петербург по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments