Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Аэропорт "Мурманск"


Для нашей команды путешествие без споттинга — не путешествие! Поэтому, одним из ключевых и обязательных объектов для посещения в рамках нашего северного автомобильного тура стал аэропорт, который издавна называют «Мурмаши» — по названию городка в Мурманской области, рядом с которым аэропорт и расположен



То, что мы поедем в аэропорт, даже не обсуждалось. Вопрос - как туда попасть и что там делать :) Я получил личное приглашение в гости для всей команды от руководства авиакомпании "Арктика", которая базируется в Мурмашах. aviator_ru договорился с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о посещении КДП и диспетчерского хозяйства. Ну а когда наша экспедиция получила поддержку от Правительства Мурманской области на официальном уровне, нам позвонили из дирекции аэропорта и уточнили сколько нужно пропусков, для кого и на какой день :) Дальше все двери были открыты!




01


Раннее утро. На проходной нас ожидает человек, который тут решает всё, или почти всё: Виктор Николаевич Куковский. Он отвечает за безопасность, и именно он нас будет сопровождать в течение дня. Виктор Николаевич сам бывший военный лётчик, полковник. Уже много лет он живёт и работает в Мурманске.

На КПП всё как положено: полный тщательный досмотр автомобиля. Все пассажиры идут через проходную, а там рамки и интроскопы, проверка документов. Всё также тщательно, как я привык в Шереметьево.

02


Ранний час неспроста: мы хотим снять прибытие аэрофлотовского "Суперджета" из Шереметьево. А приходит он в 9:50 местного времени. А нам еще нужно найти точку, настроить всё, штативы там расставить и т.д.

03

fotografersha к съёмке готова всегда!

Возможность самостоятельно передвигаться по лётному полю на своём транспорте - неоценимое преимущество для споттеров! Ведь всё оборудования и техника удобно разложена в салоне, можно залезть погреться, в тепле сменить оптику и т.д. Разумеется мы ездили в связке с машиной службы авиационной безопасности соблюдая все правила движения по аэродрому. Нам также выделили радиостанцию, по которой мы могли держать связь с САБ и с диспетчерской службой, получая указания и разрешения с вышки.

У меня уже был опыт езды по перронам. Однажды даже на Rolls-Royce рулил по лётному полю в Шереметьево: съемки были. Ездил и по ВПП: в Ступино, к примеру проверяли разгон Subaru WRX STI. Но там аэродром был закрыт для приёма ВС ввиду тёмного времени суток. А тут мы ездили прямо по ВПП работающего аэропорта!

В общем, мы сошлись в едином мнении: такого "лакшари-споттинга" у нас еще не было! :)

04

Слава Харитонов, он же disp_dme отвечает за связь. Это его, так сказать, прямая профессиональная обязанность :) Пусть даже он и в отпуске

05

m_maluev забрался на самый высокий сугроб и готов снимать! А сугробы там выше роста человека местами.

06

Кое-кто решил забраться еще повыше, но сугроб - штука коварная :)
Неудобство ситуации еще и в том, что очень не хотелось ронять в снег тестовую камеру Sony a6000 , которой я и снимал всю поездку
Портрет работы fotografersha


Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) все, кто выходят на лётное поле аэродрома, обязаны надевать сигнальные жилеты со светоортажающими полосами. Санкции предусмотрены очень серьезные. Вот и мы все в жилеточках.

07


Из-за леса, из-за гор показался Суперджет

08


09


SuperJet 100-95 RA-89014, серийный номер его - 25. В эксплуатации с 31 мая 2013 г., сразу в "Аэрофлоте". Налёт совсем небольшой, ещё тысячи часов нету. Регистрация, что характерно, российская.

Самолёт носит имя собственное: "Валерий Сысовский". Это был не художник, не композитор, и не герой войны. Валерий Борисович Сысовский просто всю жизнь проработал в "Аэрофлоте", начиная с авиатехника, до заместителя лётного директора. Валерий Сысовский в составе экипажа поднимал в небо первый «Ил-96» на маршруте Москва — Нью-Йорк. К сожалению, Валерий Борисович прожил недолгую жизнь и ушел в 2009-м году. Вот, теперь самолёт носит его имя. По-моему, это классно.

10


Пока самолёт завершает пробег и совершает разворот на уширении полосы в торце, мы быстро по машинам, и менять дислокацию! Поехали встречать его у назначенной стоянки.

11


Но немножко не успеваем, поэтому ждём на поле, пока он мимо нас прорулит по ВПП к рулёжке.

12

Фото: fotografersha

Следуем, следуем :)

13


Пока идёт выгрузка пассажиров и наземное обслуживание борта, выставляем наш славный экспедиционный #Бубусик, Volkswagen Caravelle, для памятной фотосессии: на его бортах как минимум 3 логотипа, непосредственно связанные с аэропортом.

14


Памятные "себяшки"
Фото: disp_dme

15


Ну и групповуха, конечно, тоже ;-)
Фото: m_maluev с сугроба

16


Пока мы фоткались, КВС подписал ведомости, провёл осмотр и ушёл готовиться к вылету. Оборот рейса ровно час, в 10:50 он уже улетает назад в Шереметьево.
Фото: Марина Лысцева


Ну а нам пора бежать греться.
Тем более нас пригласили не абы куда, а прямо на вышку: наблюдать руление и взлёт рейса SU 1321 с лучшей точки во всём аэропорту!

17


Если по дороге на работу вы видите подобную инсталляцию, скорее всего вы - авиадиспетчер.
(Кто угадает тип ВС, изображенного на фотопанно?)

18


На КДП тишина, спокойствие. Тепло, светло, уютно. Работает руководитель полётов. Мы, значит, на диванчиках расселись, наблюдаем :)

19


Слава тут, естественно, как дома. Да и допуски у него все есть - хоть садись и работай :) Наблюдает обстановку в бинокль.

20


С метеосводочкой можно ознакомиться.
Кто с METARом знаком, тому сразу всё понятно!

21


Температура -2, точка росы -6. КВС заказал антиобледенительную обработку. Приехала машина, начали поливать.
Обработка хоть и довольно дорогое удовольствие (30-50 т.р., насколько мне известно), тем не менее её проводят при малейшей опасности наличия льда на поверхностях или обледенения при взлёте. Никто не имеет право выпускать самолет в рейс или предпринимать попытку взлета, если на его критических поверхностях имеются снег или лед: это очень опасно.

22


Здесь обливают по-старинке, из люльки шлангом.
Макс говорит, из-за такого облива (мощнА струя!) у них потом проблемы бывают по ВСУ (а он в "Сухом" как раз моторами занимается).

23


- "Мурманск-Старт, доброе утро, Аэрофлот-89014, на стоянке. Разрешите запуск двигателей?"
- "Аэрофлот-014, Запуск на стоянке разрешаю"
- "Разрешили, запускаем, Аэрофлот-014".

24


Порулил

25


Занял исполнительный

26


До скорого, Суперджетик! Увидимся в "Шарике"! :)

27


А тем временем, Ми-восьмой пришёл

28


Полицейский!
Сел по-вертолётному, сразу на свою площадку.

Вообще, регулярных авиарейсов (в смысле, пассажирских самолётов) тут не так уж много, обычно 10 прилётов и вылетов в сутки. Зато вертолёты летают постоянно, по своему графику. На северах без хорошего вертолёта никуда! Для них тут много работы. В основном авиакомпания "Арктика" тут ими заведует.

29


И в скором времени в небе показались и огни Airbus A-319.
Это из Пулково летит рейс FV 6341 авиакомпании "Россия", 11:25 по расписанию.

30


Эта "птичка" покрупнее, но не сильно. Часть нашей команды поехала снимать приземление снизу, ну а мы - с балкончика вышки.

31


Касание.
Тут холодно, наверное поэтому дыма из-под пневматиков при касании почти нету. Ну и сел очень аккуратно.

32


Реверс на пробеге.

Самолёт Airbus A319-111 с бортовым VQ-BAQ произведён в Тулузе; первый полёт совершил 26 июля 2001 г. Серийный номер: 1560.
Первые 7 лет жизни отлетал в США, в авиакомпании Frontier Airlines. C 2009 года поселился в "Пулково" и с тех пор летает оттуда.
Происшествий у борта не было (чего и дальше ему желаем!),

33


Торжественно проруливает прямо под нами. Можно помахать пилотам руками!

34


И встаёт на ближнюю к вышке стоянку.

Пока самолёт будет обслуживаться на перроне, спустимся вниз.
Посмотрим как работает Мурманский центр управления воздушным движением.

35


Дело в том, что помимо вышки КДП, которая осуществляет управление движением воздушных судов в аэропорту и вокруг (старт, посадка, руление, круг), в аэропорту также расположен районный центр управления воздушным движением (РЦ УВД), являющийся частью зонального центра ОрВД Санкт-Петербург.

Центр обслуживает подход и контроль в своем районе, а район этот - от Карелии и до Северного полюса, распространяется далеко от полуострова и включет Новую землю, Таймыр, землю Франца-Иосифа, пространство над Баренцевым и Карским морями и Северным ледовитым океаном. Смежные сектора: Норвегия, Норильский ЗЦ, Анкоридж. Поэтому через мурманских диспетчеров проходит множество воздушных судов, которые летят через океан над севером. А таких очень много: это и те, что летят из Японии в Америку, и из Эмиратов, огромное количество.

36


На проходящие борта заполняются такие карточки

37


Оборудование в центре - современное. Общение с экипажами, разумеется, на английском языке.

38


Пользуясь случаем, передам привет руководителю полётов Дмитрию Юрьевичу Холзакову, и большое спасибо за рассказ и экскурсию.

39


Тем временем, наш А319 альфа-кебек заправился, взял на борт новых пассажиров и багаж, и порулил на предварительный.

40


Стоянки расположены прямо перед зданием терминала, все борта выруливают на ВПП примерно посередине по РД Чарли, дальше едут по ВПП до торца, там в уширении выполняют разворот и уже от торца начинают разбег для взлёта (Схема аэродрома).

41


Rotate!

42


Красиво пошёл! ))

А у нас еще одно дело есть - забежать в ангарчик авиакомпании "Арктика", познакомиться с людьми, которые там работают и посмотреть на их вертолёты.
Но поскольку было воскресенье, народу там было немного. Но не беда: во-первых, с лётным руководством мы познакомились за пару дней до этого: ведь офис компании находится на 6-м этаже "Арктики", там же, где наша гостиница "Азимут"! Ввиду этого счастливого обстоятельства, мы познакомились заранее с лётным директором, славным героем-вертолётчиком Северного флота Чечеровым Сергеем Викторовичем, и его коллегами.
Во-вторых, aviator_ru остался еще на 1 день после нашего отъезда, чтобы совершить полёт на одном из вертолётов компании! Так что будем ждать его отчёт об этом полёте.


43


"Арктика" - базовая вертолетная компания Кольского полуострова. С 2014 года компания входит в Ассоциацию Гражданской Авиации (Авиасоюз России). Флот авиакомпании состоит из воздушных судов типа МИ-8 в модификациях Т, МТВ-1, АМТ, а также МИ-2. Компания специализируется на оказании авиационных услуг на офшорных нефтегазовых проектах; работает на Северном морском пути (СМП); осуществляет доставку туристических групп на территории Кольского полуострова и республики Карелия. Крупнейшими партнерами авиакомпании являются российские и иностранные компании:"Роснефть","Кольская ГМК", "Норильский Никель","Апатит","Фосагро","Росморпорт".

44


45

Это фото заимствовано у fotografersha

46



47

Ну вот и всё, пора и честь знать!

Еще пару слов об аэропорте. Официальным днём рождения Международного аэропорта "Мурманск" считается 21 июля 1976 года, таким образом в этом году аэропорт отметит юбилей. Не забудем поздравить! :) О славной истории аэропорта можно почитать на официальном сайте.

48


А вот в пассажирский терминал мы что-то даже и не зашли :)


Наши партнеры:


Снято на SONY a6000

Так же смотрите и читайте об этом путешестии во всех соцсетях по тегам #нашмуртур и #карелиямурманск, а также у aviator_ru, fotografersha, m_maluev и disp_dme
Не забудьте меня зафрендить :)



Tags: travel, Авиация, Аэропорт, Вертолеты, Мурманск, НашМурТур, Самолеты, Экспедиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Тест-драйв на длинной дистанции: Volvo XC90 D5 Inscription

    Недавно я закончил серию рассказов о путешествии по Карелии, в которое я отправился с друзьями этим летом. Ездили мы вчетвером, но с нами все время…

  • Летающий тигр, Внуково и другие

    В конце прошлой недели аэропорт Внуково вместе с новой объединенной авиакомпанией "Россия" пригласили меня в гости, чтобы показать…

  • В Карелию на машине, часть 4: Выборг, Санкт-Петербург

    Заключительная часть рассказа-путеводителя о маршруте из Москвы по Карелии и Ленобласти. Сегодня мы выезжаем из Приозерска в Санкт-Петербург по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments