Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Еще раз о зиме, или как не пропасть на машине в снегах

Недавно новостные ленты транслировали страшные истории автомобилистов, выехавших в «ерундовую» поездку всего-то в 280 км, и чуть не погибших в снегах и холодах Оренбургской области. Снег продолжает валить, так что стоит вспомнить, как быть и что делать, если на улице зима, а ехать — надо.



Нашумевшая история на трассе Орск-Оренбург уже прошла на всех новостных каналах и сайтах, обросла аналитикой, советами и разными комментариями экспертов. Поэтому не вижу смысла еще раз повторяться, а просто дам тут ссылку на лучшие материалы по этой теме:
Алексей — известный и очень опытный организатор и участник автомобильных экспедиций, рейдов и прочих безрассудных авантюр. Несмотря на излишнее внимание автора к собственной персоне и личным достижениям, в статье есть огромный плюс: он рассматривает проблему с точки зрения обычного человека, машина которого подготовлена для междугородних экспедиций не более, чем для поездок «дом-офис-ашан». Пожалуй, из всего, что мне встретилось самая толковая статья.По этой статье как раз Алексей немного «прошёлся» в критическом ключе :) Тем не менее, весьма полезные для общего развития вещи пишет автор.





Самое важное, что стоит понимать: чтобы попасть в беду, не обязательно ехать в экспедицию по Арктике. Достаточно выехать на 10 км от города и перепутать дорогу.

Дальше:


Со мной лично однажды приключилась такая история. Отправился я как-то раз, с одной милой барышней, на выходные в подмосковный дом отдыха. Находился он совсем недалеко, всего-то километров 40. Но это было еще в те времена, когда мобильные уже были, а вот навигаторов еще не было, хотя это и не суть. Передвигался я тогда на переднеприводной Volvo с весьма небольшим клиренсом и длинными свесами. Дорогу нам объяснили неправильно, поэтому мы слегка заблудились и стали искать дорогу по карте. После пары часов ошибочных блужданий, дорога нас завела на деревенский просёлок, соединяющий (вроде бы) две более-менее оживленные дороги.

Сначала была уверенная колея, потом начался лес, дорога всё хуже, а в какой-то момент я понял, что вперед я уже не пробьюсь — колеи нет, а назад сдавать тоже без вариантов — в свои следы не попадаю, машину сносит. В итоге, машина крепко завязла, и ситуация осложнялось появившимся сбоку оврагом. При раскачивании машина предательски начинала сползать в сторону уклона.

Ситуация: назад — километра три по своей же колее в глубоком вязком снегу. Вперед дороги почти нет, и её почти нет неизвестно сколько. По карте, тоже 3-4 км до асфальта. Единственный вариант, как я понял, как-то выкапывать машину и сдавать задом. Часа два я потратил на бесполезные попытки окапывания скребком, щёткой и руками. Больше не было ничего. Подкладывание под колёса веток, ковриков и прочего подручного скарба. Стравливание давления в шинах.... Температура -15, начало быстро темнеть. Бензин-то, в принципе, был, но перспектива заночевать прямо там совсем не радовала. Девушка стоически держалась и даже пыталась помогать по мере сил, но в глазах читалась подступающая паника.

Короче, я пошёл пешком в сторону дороги за помощью. Через какое-то время нашел еле заметную уходящую вбок тропу, по которой, где по колено, где по пояс в снегу, я вышел к мерцающему за рощицей дачному посёлку. Там я обнаружил сторожа. После недолгих переговоров, он выдвинулся на подмогу с двумя большими совковыми лопатами и фонарём. В общем, при наличии этих инструментов, за полчасика-час, вдвоём, мы не только выкопали безнадёжно севшую на пузо машину, но и сделали метров 100 уверенной колеи, которых как раз хватило для того, чтобы выехать задом до пятачка, где я мог развернуться. Сторож был награждён запасённым для выходных пузырём благородного напитка (эх...), ну а мы поехали отогреваться кофе на ближайшую АЗС. В дом отдыха мы приехали уже ближе к ночи...


Мораль сей басни такова: во-первых, я искренне полагал, что мы сядем в машину возле дома в Москве, и выйдем из неё на расчищенной стоянке возле дома отдыха, проехав по асфальтированной трассе. Биться в неравной схватке с природой я вовсе не предполагал.
Во-вторых, наличие лопатки и базовое умение предвидеть ситуацию могло бы спасти положение без лишних трудностей.
В-третьих, не стоит недооценивать ситуацию. Замерзнуть можно очень быстро.





Резюмируя вкратце, что должно быть в машине, если вы едете настоящей зимой за город:

  • Надежная лопатка. Но не сапёрная (вы не на войну собрались), а лучше пластиковая, совковая, с ручкой средней длины. Такая, которой можно вытаскивать снег из-под днища и раскапывать путь для движения.

  • Трос. Хороший трос, который лучше купить не в "запчастях", а в магазине для джиперов. Обязательно убедитесь в наличии в машине штатной буксировочной проушины (сейчас они, обычно, вкручиваются отдельно через такой лючок в бампере)

  • Колёса. Нужно быть уверенным что есть запаска, фиговинка для откручивания секреток, домкрат, хороший балонный ключ. Что секретки не сорваны, и вы можете их открутить сами. Непосредственно к зиме это не относится, но если где-то в ебенях спустит колесо, зимой хочется поменять его как можно быстрее, с наименьшем количеством танцев с бубном.

  • Лучше всегда иметь побольше топлива в баке. Да, четверть бака на трассе хватит до ближайшей заправки или даже до дома, но когда застрянешь, этого не хватит на ночь. На холостых уходит примерно 1,5 литра в час.

  • Незамерзайка. А еще неплохо бы бутылку спиртного (но не пить! на подарки трактористам ))), какую-нибудь еду типа мюслей и шоколадок.

  • Пледы, одеялки, теплая одежда. Теплые перчатки для работы (и колёсо менять, и копать, и толкать). В строительных магазинах типа Леруа продаются плотные утеплённые и непромокаемые перчатки для работы, то что надо. Тонкие с пупырками оставьте на лето.

  • В машине обязательно нужно возить хороший фонарик. Вообще всегда.

  • Смартфон, зарядки для него. Лучше если еще и планшет с интернетом. И адреса-телефоны искать удобно, и если что - пока ждёшь помощи, не скучно.

  • Деньги наличные.

Про аптечку, знак аварийной остановки всё и так ясно. Огнетушитель я советую купить в специальном магазине (в Москве есть «Магазин 01»), хороший достаточно большой огнетушитель. Баллончики «из набора» никуда не годятся, если что. Это тоже не зимняя штука, просто однажды может пригодиться, даже если и не вам лично.

Вообще, я не большой любитель постоянно возить в машине полный набор ненужной ерунды, поэтому цепи, пуско-зарядные устройства, хайджеки, подкатные домкраты, сандтреки, газовые горелки с примусами и т.д. оставим настоящим крутым джиперам (которым мы, если что, как раз и позвоним ;)), но если ехать даже на дачу в 50км от города снежной зимой (как сейчас), стоит озаботиться вышеперечисленным списком.

Также желательно не выезжать, если «что-то там по ходовке гремит на ямах», если что-то подтекает типа антифриза, если машина не всегда уверенно заводится на морозе, и если вы не знаете точно, когда крайний раз меняли ремни и свечки. Где тонко, там рвётся, и эта ерунда подведёт в самый неудачный момент.




Но главное — это, конечно, здравый смысл и умение вовремя включить голову (что со мной лично, не всегда вовремя случается).
Ну и очень в жизни помогают друзья, готовые по приколу сорваться в любую тундру часа в три ночи с тросом наперевес. Цените их!


Всем хороших зимних поездок!
Tags: 4x4, Авто, Выходные, Журнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments