Олег Иванов (oleg_ivanov) wrote,
Олег Иванов
oleg_ivanov

Молодой аэропорт желает познакомиться

«Утро, начинающееся в аэропорту, не может быть плохим» — каждый раз говорю себе я, когда нужно встать очень-очень рано и ехать в аэропорт. Но одно дело родное Шереметьево, далекое Домодедово, или нечастое Внуково. А недавно предложили мне слетать... из Калуги! Глянул в карту, прикинул. Да чего раздумывать, ехать надо!

Вспоминаю себя в детстве. В школу вставать, особенно зимой — натуральное мучение. На тренировку в 5:45 подъем — ужас (хотя хоккей обожал!). А вот если в аэропорт ехать, неважно зачем, встречать ли, провожать кого из родни, это меня как пружиной подбрасывало из кровати! Просто вдохнуть морозный воздух, щедро сдобренный ароматом керосинового выхлопа, хотя бы просто на 5 минуточек забежать в такой манящий терминал — я готов был хоть вообще не ложиться (но кто бы разрешил, конечно)!

Вот и в этот четверг. Подъём 5:30, выход из дома 6:30, спящий город, неспящий МКАД, заправка до полного, большой латте с собой, рассвет встречаю уже ближе к Наро-Фоминску. Давно не ездил по М3, приятно удивился, что хорошая дорога не кончилась сразу за Апрелевкой, а идет, идет, идет. Словом, не заметил как долетел, почти на час раньше расчетного. Успел даже доехать до центра Калуги, немного осмотреться, перекусить, и вернуться.



Напротив терминала, на специальной площадочке, выставлены автомобили Volkswagen. Дело в том, что прямо по соседству, буквально в пешей доступности, расположен Завод «Фольксваген Груп Рус». Оказалось, выставленные перед терминалом демонстрационные машины регулярно меняют и моют, для этого есть специальная служба. Мой Тигуан, кстати, тут же произведен - и я им очень доволен :)

Пока жду встречи с Еленой Галановой, руководителем общественных связей аэропорта, прогуливаюсь по стояночке.



Мест на парковке много видно, что строили с большим запасом, на будущее. Как удалось выяснить, сейчас стоянка бесплатная. Даже если улетать на неделю или две, смело можно оставлять машину прямо перед входом — это бесплатно и безопасно, на стоянке светло и она охраняется службой бесопасности аэропорта. С ростом трафика, возможно, будет введена плата, но чисто символическая. Это, конечно, плюс. Стоянка в SVO мне обходится в 250 рублей/сутки, недельная командировочка уже 2 тысячи, и от неё еще ехать минут 15. Про DME вообще говорить нечего.


А вот и "секьюрити", вышли поглядеть, что за товарищ там с фотоаппаратом по стоянке шарится :)

В общем, чистенько, кругом газончик аккуратный. Короче — немцев привозить не стыдно.
Но я же не по стоянке ходить приехал, не терпится уже и терминал посмотреть!
Идем внутрь.



Стойка информации и её хозяйка Наташа

В терминале два этажа. В общей зоне, на первом этаже находится холл со спецконтролем, зал со стойками информации и регистрации, туалеты и всякие служебные помещения. Тут же есть упаковка багажа, банкоматы, терминалы оплаты, автоматы со всякими печеньками и т.д.
Отсюда есть переходы в зоны посадки и на второй этаж, в зал ожидания и кафе.




Холл общей зоны первого этажа. Левее - стойки регистрации и выходы к гейтам.



На втором этаже расположен зал ожидания и (пока что не очень обжитое) кафе. Зато из окон виден весь аэродром!
Есть стойки с местной прессой, телевизоры.




WiFi бесплатный на всей территории аэропорта. Розеток тоже много везде, подзарядиться не проблема.
Кофеёчек по 100 руб, что эспрессо, что американо, а капучино - по 150. Делается посредством правильной большой итальянской кофемашины. Это одобряем.




На сегодня запланировано всего два регулярных рейса, и я лечу в Краснодар.

Рейсов тут пока что выполняется немного. Авиакомпания Комиавиатранс выполняет 3 рейса в неделю в Санкт-Петербург, по 1 разу в неделю в Минводы, Краснодар и Сочи. С начала декабря будут Калининград и Саратов. И скоро из Калуги запускаются Уральские Авиалинии, для начала — в Таджикистан на А319. Остальные рейсы — чартеры. Например, летает AirBerlin из Брауншвейга, это я так понял фольксвагеновцы летают по своим делам. Раньше им еще нужно было от Внуково добираться два часа, теперь пешком пройти можно. Прилетали специалисты из AirBerlin, провели аудит аэропорта, одобрили.
Ну и бизнес-джеты летают, конечно.




Почему Ural Airlines запускает отсюда именно Таджикистан, никто мне сказать не смог. Я лично могу предположить, что в связи с мощнейшим развитием промышленности в городе и области, тут просто много работников из солнечной республики.

А вот классно было бы запустить еще и рейс Домодедово-Калуга ;) Базируются-то уральцы в DME. другой стороны, я слышал, у "Комиавиатранса" была мысль пустить из Калуги ежедневные "маршрутки" на 19-местных L-410 в Москву, Нижний, Казань.
Думаю, калужане оценили бы такие маршруты!


Продолжим изучать внутреннее устройство терминала. Как и везде, на переходе из общей зоны в чистую, тут располагается спецконтроль и паспортный контроль с таможней. Всё как у больших. Впрочем, маленьким-то терминал и не назовёшь, в какой-нибудь Астрахани или Оренбурге, скажем, терминал примерно такого же размера, однако обслуживают по 400-600 тысяч в год. Это мне в сравнении с привычным Шереметьево тут всё кажется таким игрушечным :) Но учитывая объем перевозок, мощностей терминала хватает за глаза. Скоро тут откроется даже магазин дьюти-фри.

Возвращаясь к теме. В общем, всё для международного воздушного сообщения тут уже есть. И даже котов и псов можно возить, мне сказали как везде, нужна справка, разумеется, но со стороны аэропорта всё что нужно, есть. В общем, калужане, готовьтесь следущий раз с котом приеду!



Металлические предметы и смартфоны - на столик; ручную кладь, верхнюю одежду, ремни и металлические предметы - в лоток и в интраскоп.



В "чистой" зоне - зал ожидания у гейтов, с видом на лётное поле. WiFi, вендинг-машины, розетки, всё предусмотрено. Хотя, честно говоря, пока что ждать особо не приходится - рейсов немного, аэропорт не особо загружен. Соответственно, сильно заранее приезжать и не нужно.



Лента выдачи багажа в зоне прилёта


«Всё оборудование закуплено новое, самое лучшее» — с гордостью сообщила мне пресс-служба.
Старое здание аэропорта было построено в 1970м году. К 2001 году, когда аэропорт перестал работать, терминал основательно износился и перестал соответствовать требованиям современности. После закрытия аэропорта и выведения из гос.реестра, здание было, по сути, заброшено.



Фото: www.pastvu.com ; Источник:Книга "Земля калужская" Издательство "Советская Россия" Москва - 1977

Дальнейшая история такова (из того, что я нашел в онлайн-прессе и википедии): в 2008 году сообщалось, что «Фольксваген» готов вложиться существенной суммой  в реконструкцию аэропорта. В октябре 2009 было подписано распоряжение о передаче аэропорта в региональную собственность, было заявлено о планах по возобновлению его работы. В 2012 году была закончена разработка проекта реконструкции аэропорта, он был отправлен на государственную экспертизу. В 2013 году началось выполнение работ по реконструкции ВПП, РД и стоянок воздушных судов, водосточно-дренажной сети и терминала, строительство новых зданий на территории. Сейчас аэропорт полностью принадлежит Калужской области.

К концу 2014 года основные работы по реконструкции были завершены, и 18 декабря на новую ВПП в аэропорту «Калуга» приземлился первый самолёт — Boeing-737-500. Технический рейс выполняла авиакомпания «ЮТэйр». 25 мая 2015 года аэропорт был официально сдан в эксплуатацию и был внесен в реестр гражданских аэродромов Российской Федерации.

Выходим из терминала "по ту сторону". К этим подъездам (для СПб: парадным) подаются автобусы для пассажиров.




Вышка КДП осталась еще со времен "старого" аэропорта.
Диспетчерская служба не относится непосредственно к аэропорту, так как в России всей аэронавигацией заведует ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Но важно то, что даже в период, пока аэропорт не работал, местная диспетчерская служба не прекращала свою работу, обеспечивая навигацию проходящих маршрутов. Таким образом, во-первых, работники не потеряли квалификацию, а во-вторых, после реконструкции аэропорта, не пришлось искать сюда новых людей — они и так тут работали.
Разумеется, КДП тоже был основательно модернизирован.

Но вышки в аэропорту две. Помимо диспетчерской, есть еще и "пожарная каланча", а именно 20-метровая вышка при здании СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов). С неё обзор лучше, вот туда-то мы и отправимся!



Эти ворота полностью открываются за 3 секунды. Раз, два, три - полностью открыто.




Нас встречает руководитель СПАСОП калужского аэропорта, Сергей Петрович Баранов.

Как мне показалось, этот человек очень доволен своей работой. Настоящий фанат своего ремесла!
Дело в том, что он сам построил всю спасательную службу, от проекта и первого кирпича, до личного отбора каждого из 58 человек, которые работают под его началом.



С вышки спасательной службы видно всю округу, ну и аэродром, само собой. Не обращайте внимание на лёгкую неблагоустроенность в правой нижней части кадра, еще пару недель назад этого газона и асфальта - не существовало. К весне везде будет красивый ровный газончик :)
За зданием терминала видны служебные строения - багажная и транспортная
службы, обеспечение эксплуатации и т.д. а дальше - ангар деловой авиации.

А когда воздушное движение будет поактивнее, будет организован споттинг, и можно будет поснимать с вышки. Не пропустите!




Красивые и чистые машинки тут не просто для красоты. Тренировки и обучение проводятся ежедневно, невзирая на погоду и обстоятельства. Потому что никто никогда не знает, когда случится происшествие. Своего тренировочного воздушного судна у спасателей пока что нет (но будет), все остальные тренировки — по полной программе. Поджигают противень, тушат. Заливают ВПП специальной пеной на случай посадки "на брюхо", ездят по бездорожью, и всё прочее.



Часть оборудована по последнему слову техники, но всё это тут не для красоты.
Просто порядок у ребят идеальный — всё на месте, вымыто, протёрто.

Сейчас у службы 5 машин, из них 3 пожарных, одна машина скорой медицинской помощи и спасательный автомобиль. Служба контролирует не только территорию аэропорта, но и внушительную зону вне перимерта. Налажено взаимодействие с городскими службами пожарной охраны и скорой помощи, проводятся совместные тренировки.





Сергей Петрович в кабинете сидеть не любит.
С его слов, в случае происшествия, первая машина достигает дальнего торца ВПП в течение 3 минут, скорая помощь пяти. Это не с момента выезда, это с момента поступления сигнала тревоги. Первой выезжает "Скания", она всегда снаряжена. Мотор в 420 лошадиных сил разгоняет многотонную машину до "сотни" за 20 секунд, а мощное шасси и трансмиссия позволяют ехать по любому покрытию. За ней двигаются "Камазы" и "скорая".


Неплохая игрушка? :)



Пожарная машина, на всякий случай, дежурит у ВПП всегда, когда осуществляются полёты.

А вот, кстати, приземлился и тормозит с реверсом Embraer, который прилетел из Пулково, и после дозаправки повезёт меня в Краснодар.
Значит, пора откланяться и возвращаться в терминал. Но я не прощаюсь, скоро приеду на споттинг!



Самолётка заруливает на стоянку, где его уже ждут.
На перроне напротив терминала сейчас 4 стоянки, две для больших бортов (А320, B737) и две для бизнес-джетов или L-410. Но есть и удаленные стоянки, в общем есть куда самолёт поставить, если что.




Заправка. Интересно то, что помимо такой заправки, в самолёте предусмотрена возможность и простой заливки в крыльевые баки прямо через горловины сверху крыльев. Видимо, расчитан на самые разные условия по инфраструктуре.

Топливная база находится неподалёку от аэродрома, поэтому с топливом никаких проблем быть не может. Кстати, на другой стороне лётного поля расположена лётная база и свой терминал авиакомпании «Газпромавиа».



Иду на регистрацию.

Билеты на рейсы, отправляющиеся из Калуги, можно купить на всех распространенных сайтах: Aviasales, Ozon Travel, и прочих. Код аэропорта: KLF (для пилотов: UUBC). Также аэропорт называют "Грабцево", по местности.



Посадочный на руках, за 5 минут прохожу все формальности и можно идти на посадку.



Новый "Кобус" с кондиционером? Я вам скажу, ничего так для регионального аэропорта!
То есть, такие автобусы, это и для столичных аэропортов вполне круто.




В общем-то, пешком идти метров 300, но положено на автобусе!




Итак, самолёт готов, можно идти на посадку, но о полёте будет отдельный пост.
А пока что хочется притормозить и рассказать еще немножко об аэропорте.

Итак, работает аэропорт всего-то несколько месяцев. Сейчас уже есть международный статус, то есть право летать за границу и принимать иностранные борта. Главное: есть всепогодная полоса 2200х45, которую удлинят до 2600м. Полоса построена заново, из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), который не просто долговечен, но и умеет сам "затягивать" трещины покрытия!

Сегодня по факту аэродром может принимать борта вплоть до 737-500 и А319 без ограничений, А320 - до 5 бортов в день (но тут больше и не надо). Установлено новое современное светосигнальное оборудование и курсо-глиссадная система. Аэропорт может работать круглосуточно. Имеется 37 видов спецтранспорта. По пассажиропотоку, на 2016 год в планах
100 тысяч пассажиров, до 10 рейсов в день. А вообще аэропорт способен обслуживать до 350 тысяч пассажиров в год. Есть большая свободная территория, на которой можно построить и терминал побольше, и стоянки.

Кому удобен аэропорт Калуги?
На мой взгляд, тут 3 основных категории пассажиров.

1) Люди, связанные с производствами, расположенными в Калужской области. Не секрет, что в последние лет 10 в области происходит мощнейший рост производства, пришло много иностранных компаний, построивших здесь заводы. Фольксваген, Пежо-Ситроен, Вольво, Континенталь, Самсунг, Берлин-Хеми, Нестле. С ними открылось множество смежников: одних производителей автокомпонентов 25 предприятий. Им всем нужно летать и за границу, и по России. Это ниша чартеров и бизнес-джетов.

2) Помимо того, что Калуга сама по себе крупный город (350 тыс. человек, миллион человек в области), по соседству расположена Тульская область (в Туле живёт полмиллиона человек, своего аэропорта нет), южнее — Орёл и Брянск, тоже немалое население. Есть кому летать. Сейчас они все летают из Москвы. И тут вопрос направлений. Питер, Калининград, Сочи — просто напрашиваются, и поэтому рейсы уже есть. Я думаю, рано или поздно будет Крым, и чартеры на курортные направления.

3) Москва и московская область. Да, ехать 2-3 часа в Калугу, чтобы час лететь вроде бы странно.
Но, тем кто живёт на юге, юго-западе, ехать не так уж долго. Киевка отлично едет, дорога приятная. От метро Бабушкинская утром я ехал около 2,5 часов, учитывая остановки.
Не нужно тратить время (и деньги) на стоянку. Нет толкучки и суеты в аэропорту, на прилёте - не нужно ждать багаж, стоять в очереди на паспортный - тут всё очень быстро, потому что народу мало. Я после открытия трапа, через 10 минут был уже в своей машине.

Кроме того, лично мне понравилась некая "эксклюзивность", ощущение почти как в бизнес-терминалах. Маленький аэропорт без толп, маленький "джет", приехал и сразу полетел.
В общем, нужно мне будет лететь в Сочи или Питер, я честно говоря, буду глядеть рейсы из Калуги в том числе.

Ну и в будущем нельзя исключать развитие сегмента Low-Cost. У нас пока что эта тема буксует (про "Победу" в данном контексте говорить нет смысла), но в Европе пассажиры ездят в удалённые от столиц аэропорты, потому что на этом можно здорово сэкономить. Немцы ездят в Веце (от Дюссельдорфа, например, 90км). Парижане летают из Бове (70 км от Парижа, и там-то шоссе очень загруженное). Эти аэропорты выросли за счёт рейсов Ryanair, Wizzair и подобных компаний.

В общем, мне аэропортик очень понравился, всем советую! И надеюсь, в скором времени отправлюсь из него в путешествие :)

Poll #2028354 Полетим из Калуги?

Полетим из Калуги?

Конечно!
7(24.1%)
Смотря куда будут рейсы
9(31.0%)
Если будет дешевле, чем из Москвы
10(34.5%)
Нет, очень далеко ехать
3(10.3%)
Нет, я буду летать только из больших столичных аэропортов
0(0.0%)

Куда еще, по вашему мнению, стоит запустить рейс из Калуги?


Хочу поблагодарить руководство Международного аэропорта Калуга и лично Елену Галанову, а также авиакомпанию "Комиавиатранс" за приглашение и отличный приём.


Tags: klf, Авиация, Аэропорт, Калуга, Отчет, Пресс-тур, Производственное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Авиация по-корейски

    Споттинги, или организованные экскурсии с фотосъемками в Шереметьево стали хорошей тридицией и устраиваются с завидной регулярностью. Только за это…

  • Споттинг из прошлого

    Разбирая фотографии, напоролся на фото с совершенно забытого мной споттинга, который состоялся в Шереметьево аж в 2012 году - 5 лет назад! Интересно…

  • +1 из Поднебесной

    Вчера у нас в Шереметьеве состоялся небольшой праздник — встречали первый рейс еще одной авиакомпании из Китая, Beijing Capital Airlines.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments